Двенадцать новелл о любви, (часть 2)

или Избранные размышления над Посланием апостола Павла
Новелла третья
 
ЛЮБОВЬ
…НЕ ЗАВИДУЕТ
 
Олеся Николаева
 
Мой старинный друг прозаик В. прожил бурную богемную жизнь. Он поменял несколько городов и даже стран, а также нескольких жен, одну из которых крепко побил из ревности плеткой, а сопернику выбил передний зуб, так что чуть было не угодил под суд, но обошлось, откупился. И, нако­нец, на закате дней он «возвратился на круги своя», осел на месте и усвоил образ «кающегося грешника». У него от прежней жизни есть чудесный сын Коленька, которого сам В. называет «даром небес», - кроткий, светлоли­кий юноша. Коленька с отрочества прислуживал в храме, а потом поступил в Московскую духовную семинарию и очень успешно там учился. При виде его сердце само начинало петь ему: «Аксиос! Аксиос!». Да и вообще все говорило о том, что он вот-вот примет священный сан и будет чистым сердцем молиться за нас у Престола. К тому же и девушка у него была ему под стать - радостная, пригожая, вся как наливное румяное яблочко.
 
Он так и говорил о ней - «моя девушка».
- А можно я приду к вам с моей девушкой? А вы не можете моей девуш­ке подарить свою книгу?
Познакомил ее с отцом, с родственниками, с друзьями отца - стало быть, свадьба не за горами, а там и до рукоположения рукой подать... Так проходит месяц, другой, полгода, год... Встречаю его на улице - идет, сияющий:
- Коленька, как жизнь?
- Слава Богу! Вот - в Духовную академию поступил...
- А девушка твоя как?
- А у нее прекрасно просто! Ей так повезло! Она замуж вышла - очень счастливо, очень хорошо. За друга моего, бывшего сокурсника. Замечательный человек, очень духовный и ведь как поет! Его уже и во диакона рукоположили. Он ее в паломничество с собой взял по святым местам - они только что вернулись из Греции, полные впечатлений: были у мощей Святителя Спиридона, и у Андрея Первозванного, и у Иоанна Русского. Я всю жизнь мечтал туда попасть, но они мне так доподлинно все описали, так живо, что я как будто сам там побывал, воочию все увидел и прикоснулся к святыням. До сих пор храню это блаженное чувство.
 
...Мой друг В., комментируя это, говорит: «Волен Бог и на терновнике вырастить виноград, и на репейнике - смоквы!».
Я все-таки спросила его:
- А, может, Коленьке та его девушка и не очень была нужна? Ну, может, не так уж любил он ее, просто - дружил?
- Да ты что, неужели ничего не поняла? Любил, конечно, колечко ей даже уже купил обручальное, со мной советовался, боялся - а вдруг не понравится? Да вот подарить не успел: все шептал тогда, потрясенный: «Не судьба, не судьба!». Ну и принес это колечко просто Матери Божией: то ли зарок Ей какой дал, то ли просто - утешения попросил...
 
 
Новелла четвертая
 
ЛЮБОВЬ
…НЕ БЕСЧИНСТВУЕТ
 
Андрей Десницкий
 
В состав Нового Завета входит одно очень необычное послание Павла. Читатели, как правило, совсем не запоминают его: оно самое маленькое, оно говорит о каких-то частных и давно прошедших вещах... но оно очень хорошо иллюстрирует слова другого Послания: «любовь не бесчинствует». Однако прежде чем начать рассказ, нужно, пожалуй, пояснить одно из значений этого слова - «бесчинство». Бесчинствовать - это ведь не обязательно хулиганить, это означает прежде всего - нарушать существующий социальный порядок (чин), превращать его в хаос.
 
Итак, послание к Филимону. Так звали одного знакомого апостола Павла, которого тот обратил к вере. А у Филимона был раб Онисим, который от него сбежал - мы не знаем, при каких обстоятельствах, до или после его обращения, но сбежал, возможно, прихватив что-то с собой. А потом Онисим встретился Павлу, тоже обратился в христианство и помогал ему в его служении, когда тот находился в тюрьме. Павел написал это письмо Филимону, прося принять обратно Онисима и простить его.
И зачем, казалось бы, включать такую переписку в Новый Завет? Что в ней такого важного и значительного? Люди, живые люди. Это письмо показывает нам, как складывались отношения между людьми в раннехристианской общине и как они соотносились с принятой тогда структурой обще­ства. Иногда можно услышать недоумения: почему первые христиане никак не протестовали против жестоких обычаев своего времени, например, рабства? Ответ прост: они жили в мире, где никому просто не приходило в голову, что можно без них обходиться. Но они старались изменить себя, свое отношение к этим обычаям.
Беглый раб Онисим... По законам того времени Павел должен был отправить его в оковах к хозяину, а тот обладал правом наказать его по своему усмотрению, причем нередко таким наказанием была мучительная смертная казнь. Распятие - это у римлян было как раз для беглых рабов, чтобы впредь никто и подумать не смел о таком.
 
И Павел ничуть не нарушает закон - он отправляет Онисима к господину, дав ему сопроводительное письмо: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих: он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного». Да еще и дает официальные гарантии лично уплатить за всякий возможный ущерб, некогда причиненный Онисимом!
 
Если только Филимон не был совершенно бессовестным и неблагодарным человеком, он наверняка исполнил просьбу Павла, своего наставни­ка. Можно полагать, что он даже отпустил Онисима как свободного человека обратно к Павлу - ведь тот писал, что Онисим нужен был ему там, в тюрьме, но он отправлял его обратно к хозяину, чтобы все состоялось в духе мира, любви и свободного выбора человека.
 
Павел мог поднять мятеж рабов, как это сделал Спартак, и пролить реки крови. Он мог прятать беглых рабов у себя и отправлять их туда, где их никто не найдет, как это будут потом делать американские аболиционисты. Он мог готовить социальную революцию, каких было немало в нашей истории - но он предпочел бесчинству революцию в человеческих сердцах.
Так, наверное, был сделан первый и самый главный шаг к отмене рабства: господин принял беглого раба как брата в Господе.
 
Продолжение следует…
15 марта 2008
Источник:   Православный журнал для сомневающихся «Фома», Москва, декабрь 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
МУДРОСТЬ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЕДАГОГИКИ «Отцы, не раздражайте детей ваших»
 «Отцы, не раздражайте детей ваших» И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в наставлении Господнем. Послание к Ефесянам, 4, 6 Обуздывать, исправлять,...
Православие
05 октября 2009
Василий Блаженный
(1469 – 1557)
Православие
22 августа 2008
Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Этот монастырь находится в селе Дивееве Нижегородской области.
Православие
22 августа 2008