ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО

Моя 5-летняя дочь принесла из детского сада чужого резинового зайчика. Мне очень стыдно, что у меня дочь воровка. И откуда это берется у таких маленьких детей?
Я с ужасом обнаружила, что мой 6-летний сын без разрешения берет деньги у меня из кошелька. Как мне его наказать, чтобы это больше не повторялось?


4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и приводит к таким не всегда приятным поступкам.

Прежде чем давать оценку действиям ребенка, постарайтесь разобраться, что же происходит на самом деле. Не копирует ли ребенок взрослых, которые не всегда различают свое и чужое? Повнимательнее отнеситесь к своему поведению, а также поведению бабушек и других взрослых, например, родителей друзей вашего ребенка. Может быть, там принято приносить какие-то полезные в домашнем хозяйстве вещи с работы и всем рассказывать об этом.

Если ребенок принес домой чужую игрушку, выясните, возможно, он просто поменял ее на свою, такие обмены распространены среди детей, и если это делается по взаимной договоренности, то нет ничего предосудительного. Имейте также в виду, что для детей не очень важна денежная стоимость игрушки.

Если принесли игрушку из общего фонда детской игровой комнаты, возможно, что таким образом ребенок реализует свою давнюю мечту. Игрушку следует, конечно, вернуть, но при этом задумайтесь: может быть, вы недостаточно внимательны к потребностям ребенка. Лучше все-таки не допускать ситуаций, когда устойчивое и длительное желание ребенка остается неудовлетворенным, вызывая излишнее напряжение и нервозность. Используя удобный повод (день рождения, какой-либо успех ребенка), постарайтесь подарить ему то, о чем он страстно мечтал.

Сложнее всего вариант, если принесенная игрушка принадлежит кому-то из детей. Постарайтесь понять нюансы отношений между вашим ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком - желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе. Важно, как вы обнаружили присутствие чужой вещи - случайно увидели ее среди спрятанных предметов или ребенок рассказал сам, что произошло. Обратите внимание, как он сам относится к своему поступку - обнаруживает ли чувство стыда, раскаяния или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, ваша оценка должна быть резкой и определенной: пусть ребенок почувствует, что вам не нравится его поведение, что вы удивлены тем, как он мог поступить. Выразите уверенность в том, что он уже взрослый и знает, "что такое хорошо и что такое плохо", но, конечно, это больше не повторится.
Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений. Нередко бывает именно так, что страх признаться и невозможность вернуть все на прежние позиции делает ребенка малодушным, усугубляя его неправильное поведение. Не допускайте, чтобы вашего ребенка судили публично, не обязательно и настаивать на демонстративных извинениях. Организуйте камерную встречу двух детей, лучше без взрослых, когда может состояться передача игрушки. Пусть ваш ребенок предложит поиграть какой-либо из своих игрушек и даже взять ее на некоторое время домой, если его товарищ захочет.

Случаи, когда дети берут у родителей деньги, в дошкольном возрасте являются нечастыми. Сразу же следует выяснить, для чего они понадобились вашему малышу. Один из неприятных вариантов - это вымогательство со стороны старших товарищей, например, по двору. Это следует жестко пресекать сразу же, что является сугубо взрослой задачей. Ваш ребенок не должен испытывать страха, давления, не должен попадать в положение жертвы. В этом случае не следует осуждать его слишком строго.
Другой вариант - если ребенок берет деньги, чтобы купить на них подарки (жевательную резинку, роботов, другие "бесценные" вещи) своим товарищам. Как правило, это является попыткой повысить свой статус, укрепить положение среди друзей. Следует объяснить, что друзья, которых можно расположить подарком - это не самая надежная компания. Попробуйте дать своему ребенку другие способы повышения статуса - соберите его друзей у себя дома, поиграйте со всей компанией, при этом не забывая уважительно отзываться о своем ребенке, показывать, насколько вы с ним считаетесь.

Если вы так и не поняли, для чего понадобились деньги ребенку, выразите свое огорчение по поводу их отсутствия, расскажите ему, для чего они предназначались. Уместно рассказать, что денег хватает в семье не на все, и вы тоже вынуждены ограничивать себя в некоторых вещах - например, хотелось бы купить новые туфли, сходить в театр, но, что делать, пока это придется отложить.
Если случаи, подобные рассмотренным, повторяются часто, сопровождаясь и другими странностями поведения ребенка, стоит посоветоваться с психологом и детским психоневрологом лично.

Не всегда можно сразу понять психологические причины, приводящие к таким явлениям. Но каковы бы они ни были, надо соблюдать несколько правил общения с детьми.

1.Ни в коем случае не навешивать "уголовных" ярлыков на ребенка, называя его вором, предсказывая ему "плохую дорожку" в жизни и т. д.

2.Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

3.Не заставлять ребенка "ради справедливости" отдавать свою лучшую игрушку.

4.Не "пережимать", обсуждая вину ребенка - иначе он будет утаивать от вас все проступки, которые считает стыдными.

5.Не возвращаться к тому, что было, когда ребенок вызовет ваше недовольство в следующий раз.

Помните, что многие жизненные ситуации обратимы, и главное - найти способы их психологически грамотно исправить.

Источник: Психологическая консультация; автор: Софья Нартова-Бочавер
15 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (2)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Ольга
03 марта 2010
08:44
у меня дочь 7 лет. мы учимся в 1 классе. она стала часто брать деньги без разрешения, я сама брала деньги без разрешения в детстве по причине того что родители никогда не давали мне деньги на карманные расходы. Они говорили что денег нет, но я знала что когда отец получал з/плату то всегда откладывал себе на выпивку. Я ходила в порванной обуви, т.к. они пытались меня научить бережно относиться к ней. По отношению к дочери я стараюсь не совершать тех ошибок. Я постоянно даю ей на карманные расходы, покупаю вещи за которыми она не хочет смотреть. Я пыталась ей объяснить что за вещами надо ухаживать, но у меня фактически это не получается, она знает что мама купит новое. Я не могу понять почему она стала таскать деньги. Ведь у нее как и других детей есть карманные деньги. Как поступать я не знаю. Я ее никогда не наказывала, и не могу поднять на нее руку.
Другие статьи
Откуда берутся детские проблемы?
Мама с дочкой пришли на прием к психологу. Так уж получилось, что стало понятно: разрешить непростые детские проблемы без специалиста не удастся, поскольку ситуация становится всё более напряженной...
Здоровье
31 июля 2007
Стив Биддалфф "Воспитывать мальчишек... как?". Предисловие. Глава 1.
На нашем сайте мы хотим поделиться с вами страницами из замечательной книги Стива Биддалффа "Воспитывать мальчишек... как?". Будем публиковать по главам. Надеемся эта книга много кому поможет в...
Здоровье
20 декабря 2010