Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич - двигательные нарушения, развивающиеся в результате повреждения центральной нервной системы во время внутриутробного развития, родов или в первые несколько дней после них. Бывает, ДЦП у ребенка сочетается с нарушением слуха, зрения или речи, иногда сопровождается судорогами.

Детский церебральный паралич - это, прежде всего, двигательные нарушения, сопутствующие проблемы слуха, речи и т.д. вовсе не обязательны. К наследственным заболеваниям ДЦП тоже не относится. На первом месте среди причин появления ДЦП стоят дородовые травмы и неблагоприятные воздействия (гипоксия, токсикозы и др.), на втором - родовые травмы. 10% детей с этим заболеванием получают его в результате травм, перенесенных инфекций и т.д. уже после рождения. Увы, даже УЗИ и другие способы наблюдения не дают возможности предсказать, как будет развиваться процесс родов. У мамы может быть слабая родовая деятельность, иногда размеры ребенка не соответствуют родовым путям (узкий таз у мамы), иногда малыш имеет неправильное положение. В таких случаях врачи прибегают к различным приспособлениям, чтобы ребенок появился на свет. Применение щипцов и подобных средств вовсе не означает, что будет травма, поражение центральной нервной системы и прочие последствия. Если нервная система ребенка функционирует нормально, то по мере развития у малыша последовательно и поэтапно формируются определенные навыки.

В каждом возрастном периоде ребеночек учится что-то делать: держать головку, присаживаться, ползать, вставать. Если же центральная нервная система повреждена, нарушается формирование навыков, ребенок как бы останавливается на определенном этапе развития двигательных умений. Степени тяжести заболевания у детей и у взрослых различны. Для малышей принята такая классификация: 1-ая степень - если ребенок самостоятельно передвигается; 2-ая степень - если передвижения ребенку необходима посторонняя помощь или вспомогательные приспособления (костыли и др.); 3-ья степень - когда ребенок не может передвигаться.

Для детей старшего возраста и взрослых принято следующее определение: стойкое заболевание без ограничения обычной деятельности - это легкая степень; когда имеются небольшие затруднения в повседневной деятельности, требующие вспомогательных приспособлений или фиксации в неподвижном состоянии конечностей, - это средняя степень. Когда повседневная деятельность ограничена от умеренной до выраженной степени - это тяжелое состояние.

В каждой области нашей республики и в Минске работают реабилитационные центры, а при поликлиниках имеются отделения раннего вмешательства. До года не ставится диагноз "ДЦП", как правило, малыши с поврежденной нервной системой наблюдаются как пациенты с перинатальной энцефалопатией. Пока ребенок мал, неврологи и реабилитологи могут простимулировать его развитие, приобретение различных навыков, в том числе и двигательных. Однако если к годику малыша не получается вывести на нормальный уровень, ставится диагноз "детский церебральный паралич", это значит, что какие-то изменения у малыша уже закрепились и вылечить их не удастся. Со временем роль невролога в лечении ребенка с ДЦП несколько теряется, с ним больше работают ортопеды, реабилитологи, психологи, логопеды и другие специалисты. С возрастом лечение становится не таким активным, как в первые месяцы и годы жизни.

Повреждения ЦНС могут быть грубыми и обширными, и тогда интеллектуальное отставание в сочетании с ДЦП возможно. Но ДЦП вовсе не означает, что ребенок будет плохо развиваться в умственном плане. Увы, на долю малыша с ДЦП выпадает множество испытаний: возможны речевые, зрительные, психические нарушения, и со всеми ними ребенку предстоит жить и бороться. К тому же, при церебральном параличе встречаются разнообразные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата, в некоторых мышцах конечностей постоянно повышен тонус. И все-таки прогрессивные врачи считают, что к ДЦП скорее стоит относиться как к образу жизни. Не последнюю роль в этом может сыграть программа реабилитации детей с церебральным параличом. Несмотря на общие методики и направления, подход к каждому маленькому пациенту должен быть индивидуальный, зависеть не только от степени тяжести заболевания и возраста ребенка, но и от его психического и психологического состояния, морального настроя.

К сожалению, сегодня ДЦП относится к неизлечимым заболеваниям, и если этот диагноз поставлен ребенку, значит, медицина не в состоянии справиться с болезнью. Это не значит, что ребенок не нуждается в лечении и реабилитации. Одна из задач реабилитационных мероприятий при детском церебральном параличе - социальная адаптация человечка. Если невозможно вылечить его полностью, надо создать ему условия, при которых он сможет полноценно общаться, работать и самореализовываться, несмотря на свои особенности. Реабилитация детей с ДЦП - это длительный и многокомпонентный процесс, требующий взаимодействия врачей, социальных педагогов, психологов, логопедов и, разумеется, семьи, в которой растет ребенок. Если малыш не уступает в умственном развитии своим сверстникам, но испытывает определенные затруднения с передвижением, необходимо предоставить ему те приспособления, которые эту задачу облегчат. Такое обеспечение ребенка ложиться и на медиков, и на социальных работников и государственные структуры, и на семью.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует работать с детьми с ДЦП целым группам специалистов: неврологу, реабилитологу, физиотерапевту, психиатру, врачу ЛФК, врачу функциональной диагностики, иглорефлексотерапевту, психотерапевту, психологу, логопеду, трудотерапевту, социальному педагогу и др. Ребенок не может и не должен постоянно находиться в медицинских учреждениях, ему необходимы и домашний уют, и определенная доля самостоятельности. Однако проходить реабилитационный курс следует ежегодно (иногда требуется до 4-5 госпитализаций в год, но все зависит от степени тяжести заболевания и состояния маленького пациента). Немалое значение имеет и такое понятие, как реабилитационный потенциал ребенка. Если врачи приходят к выводу, что они в состоянии как-то улучшить состояние больного, они стараются это сделать, и как можно скорее, потому что время в этом случае - не союзник докторов. Методов реабилитации существует достаточно много, но их с определенной долей условности можно разделить на три равнозначных направления. Одно из них - медикаментозное сопровождение. Применяется ряд препаратов, улучшающих обменные процессы и кровоток в центральной нервной системе, препараты, снижающие мышечный тонус в определенных группах мышц, витамины, в основном группы В, и др. Одна из относительно новых методик медикаментозного лечения детей с ДЦП - введение препарата, получаемого из бутулинического токсина типа А. Это вещество, вводимое именно в те мышцы, тонус которых повышен, приводит к их расслаблению. Его преимущество в том, что он воздействует не на все мышцы тела, а лишь на те, в которые попадает. Эффект сохраняется до шести месяцев, в то время как другие понижающие тонус средства действуют только пока их принимаешь. В Беларуси эту методику применяют на практике только в Минском городском центре реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями, но достаточно успешно.

Еще одно направление в реабилитации больных церебральным параличом - физиотерапия: магнито-, тепло-, водо- и грязелечение. К третьему направлению в поддерживающем лечении можно отнести массаж, лечебную физкультуру и такие виды терапии, как лечебное катание верхом (иппотерапия), плавание (в том числе плавание с дельфинами) и др. Помогать ребенку с ДЦП чувствовать себя полноценным членом общества должны не только и не столько врачи, сколько родные и близкие. Ведь большую часть жизни человек проводит среди родственников и друзей. И если для деток без нарушений в работе центральной нервной системы такие действия, как перемещение по комнате, прием пищи, одевание или завязывание шнурков - это постепенное приобретение навыков, то для малыша с ДЦП то же самое может стать элементом восстановительного процесса. Но такой ребенок прилагает к этому гораздо больше усилий, как физических, так и душевных. Многое зависит от родителей и от тех, с кем ребенок общается. Важно чуткое, но не жалостливое отношение взрослых к ребенку. Необходимо дать малышу почувствовать себя полноправным членом семьи и общества, умеющим справляться с трудностями несмотря на свои особенности. И, разумеется, во всем должна быть систематичность. И прием лекарств, и физиопроцедуры или занятия лечебной физкультурой, и трудотерапия или лечебная верховая езда не принесут желаемого результата, если вспоминать о них от раза к разу. Подходов к восстановлению и поддержке здоровья детей с ДЦП, но все они направлены на одно - восстановить насколько это возможно, закрепить у ребенка двигательные навыки, чтобы он мог самостоятельно передвигаться, обслуживать себя, реализовываться в работе, в общении.

Элементы одного метода могут быть позаимствованы из другого. Применение только одной методики вряд ли возымеет действие, поэтому часто ребенка лечат целым комплексом, сочетая и медикаментозное сопровождение, и физиотерапию, и так называемую кинезотерапию. Термин этот еще мало распространен среди отечественных медиков, поэтому к кинезотерапии в равной степени можно относить и разные виды массажа с лечебной гимнастикой, и лечебную верховую езду или плавание с дельфинами, и механотерапию, и акупунктуру, и мануальную терапию, и эрготерапию, их сочетание между собой и с медикаментами и физиотерапией… Специалисты отмечают, что риск развития ДЦП больше, если повреждения происходят с незрелым мозгом, во внутриутробный период. Центральной нервной системе человека для полноценного развития необходимо питание, как в виде глюкозы, так и в виде импульсов, поступающих от периферической нервной системы - от нервов, расположенных на разных участках тела. Они дают возможность мозгу воспринимать и анализировать зрительные, слуховые, тактильные ощущения, нормально функционировать. У детей с ДЦП наблюдается недостаток в таких импульсах, в результате чего мозг "сидит на диете". Мозг отвечает за работу всего организма, в том числе и за движения человека. Поэтому специалисты рассчитывают простимулировать нервную систему, воздействуя на нервные окончания таким образом, чтобы в нее поступали импульсы. Воздействие это бывает разного рода: иглоукалывание, точечный массаж и др. Неплохо зарекомендовала себя как один из элементов реабилитации деток с ДЦП мануальная терапия. Цель ее применения в лечении пациентов с детским церебральным параличом все та же - снизить тонус мышц, разработать суставы, снять с них блоки (блок возникает, когда сустав или элемент позвоночника в результате изменений на этом участке теряет подвижность, что приводит к дальнейшим изменениям в структуре тканей).

Очень интересна история появления в реабилитационном арсенале такого метода, как "Дипрокор" (динамическая пропреоцептивная коррекция) с использованием лечебного костюма "Адели". Когда человечество добралось до космоса и космонавты стали работать на межорбитальных станциях и космических кораблях достаточно долго, следящие за их физическим состоянием врачи заметили, что по возвращении домой у космонавтов появляются некоторые проблемы со здоровьем самого разного характера. Выяснилось, что дело тут в гравитации. Находясь на Земле, человек постоянно испытывает на себе давление силы тяжести. В невесомости ее, как известно, нет. А ведь под действием гравитации от кожи, нервов, мышц, суставов к центральной нервной системе идут импульсы. Даже если человек находится без движения, под действием силы тяжести в мозг поступает хотя бы минимальный поток импульсов. В космосе этого не происходит, и после длительного пребывания в невесомости у космонавтов возникали различные соматические нарушения. Чтобы не только исправлять их, но и предотвращать, для космонавтов был придуман костюм "Адели". Костюм достаточно прост: на плечах, тазу, коленях, голеностопных суставах крепятся пояса, соединенные между собой самыми обычными резинками. Они плотно прилегают к телу, и любое движение в таком костюме имитирует давление гравитации, дает нагрузку, в результате чего от периферической нервной системы к мозгу поступают необходимые импульсы. В 90-х годах прошлого века этот костюм предложили использовать для реабилитации малышей и взрослых с детским церебральным параличом, внеся лишь один корректив: резинки заменили широкими эластичными лентами, которые и рвутся не так быстро, и не передавливают кожу. Если принимается решение назначить костюмчик ребенку, его очень легко адаптировать к детскому телу. В зависимости от тяжести заболевания регулируется натяжение лент. В нем можно заниматься лечебной гимнастикой, просто гулять, и он уже будет работать. Конечно, панацеи от церебрального паралича нет, но почему бы не использовать и этот дополнительный атрибут?

В белорусской медицине костюм "Адели" не широко, но используется. Реабилитация деток с ДЦП основывается не только на воздействии импульсов на центральную нервную систему. Так же важно развивать двигательные навыки ребенка с помощью лечебной физкультуры и механотерапии. Обычные занятия на спортивных станках и тренажерах, как механических, так и электрических, получили название "механотерапия" за счет того, что при работе на разнообразных механических приспособлениях разрабатываются разные группы мышц Это позволяет закрепить определенные двигательные навыки. Раньше занимались на общераспространенных спортивных тренажерах, сегодня в распоряжении отечественных медиков появляется специальное оборудование.

Церебральный паралич идет рука об руку с нарушениями работы опорно-двигательного аппарата. На грани между бытовыми умениями и медициной стоит использование в реабилитации детей с ДЦП различных ортопедических приспособлений. Если у ребенка в силу его заболевания церебральным параличом и повышенного мышечного тонуса ножки сведены внутрь, ему могут назначить ношение мягких или жестких ортопедических шин, лангеток, могут быть применены другие ортопедические методы. Отказываться от них не следует: если ребенку ортопедическая коррекция нужна, а он ее не получает, различные нарушения, ухудшения и даже деформации начнут нарастать, как снежный ком. Существуют методики работы с детьми, стоящие на границе между лечебной физкультурой, педагогическими приемами и ежедневной работой самого ребенка над развитием у себя же двигательных навыков. Это так называемая эрготерапия, или трудотерапия, или терапия занятостью. Пациентам с ДЦП не предлагается физическая работа в полном смысле этого слова. Дети могут делать игрушки из папье-маше, лепить из пластилина и глины, рисовать, красить, вышивать, плести из соломки - делать что-то своими руками. Но это также и реабилитационные мероприятия. Во-первых, когда малыш мастерит что-нибудь, это способствует развитию мелкой моторики, что важно и для улучшения движений, и для речи. Во-вторых, совершенно не обязательно творить в одиночку: занятые интересным делом дети не чувствуют себя одинокими, приобретают опыт общения, учатся быть самостоятельными. Сам того не замечая, ребенок проходит очередной этап социальной адаптации. Консультировал заместитель главврача по медицинской части Минского городского центра реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями Яковлев Александр Николаевич.

Консультировал Л.В. Шалькевич, главный детский невролог г. Минска, кандидат медицинских наук. Источник: http://www.deti.by; автор: О. Баженова

04 октября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Комментарии (1)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Ткаченко Света
28 сентября 2011
22:43
Спасибо вам за такое подробное разьяснение данного диагноза.
Другие статьи
ОСПА ВЕТРЯНАЯ
ОСПА ВЕТРЯНАЯ - острая вирусная болезнь с воздушно-капельным путем передачи, возникающая преимущественно в детском возрасте и характеризующаяся лихорадочным состоянием, папуловезикулезной сыпью,...
Здоровье
14 сентября 2007
Физиологическое падение веса
Так называемая физиологическая убыль веса – это заметное снижение веса ребенка в первые 3-4 дня жизни. Большинство детей теряют около 6-9 % первоначального веса.
Здоровье
24 февраля 2009
Слух младенца
Еще в роддоме новорожденного обследуют самые разные специалисты. И одним из таких обследований становится проверка слуха ребенка.
Здоровье
28 августа 2007