Детские игры или выбор роли?

Хотя, конечно, не только с них, но и с общения с родителями и с бабушкиных сказок, но игра все-таки стоит на первом месте. Ученые давно доказали, что именно в процессе игры моделируется будущее поведение ребенка в коллективе сверстников, в семье, в обществе.
Игра в жизни малыша – это особый мир. Не проникнув в него, не наблюдая, не подсматривая со стороны, вы многого не поймете. Только в процессе игры, причем натуральной, не подстроенной, можно проследить за тем, как развивается интеллект ребенка.
Двух-трехлетний малыш играет один или с родителями – и ему этого достаточно. К четырем-пяти годам развивается воображение, способность фантазировать, и ребенок без труда представляет себя сначала мамой или папой, а потом – врачом, солдатом, продавцом, учителем, парикмахером… Наступает время сюжетно-ролевых игр – чрезвычайно важное время. Но если родители точно знают, что они должны научить свое чадо правильно произносить слова, правильно кушать, правильно поступать в той или иной ситуации, то многие из них очень удивятся, узнав, что не менее важно – научить ребенка играть.
В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, проявить весь свой, пусть пока невеликий, жизненный опыт, все свои знания и умения. Здесь участвуют все: и друзья, и родители, и сестра, и брат, и у каждого персонажа своя роль, своя, пусть игрушечная, но – жизнь. Можно с уверенностью сказать, что именно игра позволяет дошкольнику познать мир вещей и человеческих отношений. В игре он учится понимать предназначение тех или иных вещей, устанавливать связи со взрослыми и сверстниками, в игре он развивается.
В чем же состоит задача родителей в этот ответственный момент? Прежде всего в том, чтобы не препятствовать играм, пополняющим интеллектуальное развитие ребенка, постаравшись, однако, сделать так, чтобы они всё же не занимали всё его время.
Первая ролевая игра девочек – это, конечно же, «дочки-матери». Создавая игрушечную «семью», они создают не что иное, как собственную модель семейного поведения, основанную на поведении и привычках членов своей реальной семьи. Вот тут-то самое время понаблюдать за дочкой, – вы узнаете многое. Если ваша дочь чаще играет роль матери, то есть ведущую роль, требующую большой ответственности, – значит, эта кроха уже способна принимать какие-то самостоятельные решения, пусть даже детские. Роль мамы – работа не из легких, и выбирают ее те, кто по своему характеру склонен к лидерству.
Роль «дочки» выбирает та из девочек, которая склонна подчиняться – хотя бы потому, что так проще, не требуется никакой серьезности. Но не стоит думать, что если ваш ребенок в игре чаще становится подчиненным, то, значит, он необщителен, не приспособлен к жизни в группе. Уметь подчиняться так, чтобы не уронить себя в глазах сверстников, не сделать что-то в ущерб себе, – это, пожалуй, труднее, чем руководить. Вот и проследите, как в этой роли ведет себя ваша малышка.
Если же ребенок чаще всего выбирает в этой игре роль третьего лица – бабушки, сестры, то есть, не хочет ни руководить, ни подчиняться, то это признак того, что ваш малыш осознает сложность родительской роли, он понимает, что мама должна не только командовать и требовать беспрекословного подчинения, но и уметь находить общий язык с членами семьи.
Кроме деления на главные и второстепенные роли, в сюжетно-ролевых играх существует деление на положительных и отрицательных героев. Не имея жизненного опыта, дети часто проводят это деление слишком резко. Мотивация выбора ребенком положительной роли понятна: он хочет быть хорошим, стремится понравиться всем участникам игры, наладить дружеские отношения. Но иногда малыш сознательно выбирает резко отрицательные роли: злой матери или непослушного ребенка.
Не будем здесь брать в расчет психические отклонения – мании, фобии, навязчивые состояния, – поговорим о трех других, наиболее часто встречающихся, причинах. Чаще всего причина столь необычного выбора – неблагоприятная обстановка в семье, жесткий, приказной, тоталитарный стиль семейного поведения. Именно эта модель отражается малышом в игровой деятельности. Родителям, заметившим за своим ребенком подобные особенности, стоит немедленно пересмотреть собственные методы воспитания.
Вторым мотивом выбора отрицательной роли может быть равнодушное поведение родителей, когда они для ребенка – не более чем посторонние наблюдатели. В такой обстановке малыш чувствует себя ненужным, неинтересным, и в игре он старается выплеснуть все свои отрицательные эмоции, которые не может проявить дома.
Третьей причиной выбора отрицательной роли может быть неравноправное положение в семье, когда после рождения второго ребенка все внимание уделяется младшему. В малыше накапливается чувство неудовлетворенности, злости, что и находит отражение в игровой деятельности.
В жизни подобных причин, конечно, намного больше, но и этих трех достаточно, чтобы внимательные родители поняли: игра – это окно, распахнутое в интеллектуальный и эмоциональный мир ребенка, это возможность понять, что нужно скорректировать во взаимоотношениях с ним. Где же, как не в игре, ребенок может проявить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции? Именно в сюжетно-ролевых играх наиболее образно и наглядно можно проследить семейную среду и все отклонения в ней. Если малыш во время игры нервничает, кричит, раздражается, – это он просто-напросто копирует поведение кого-то из родителей или близких родственников.
Очень часто, наблюдая за игрой детей, родители бывают неприятно поражены тем, как ведет себя в этой игре их послушный ребенок, они не перестают удивляться, откуда он почерпнул ту или иную форму поведения. Но, как правило, всё, что они видят в игре, – это модели поведения их же собственной семьи. И очень часто именно в процессе игры родители могут увидеть в своем чаде свои же собственные отрицательные черты. Ведь известно, что ребенок, как губка, впитывает в себя и всё хорошее, но, к сожалению, и всё плохое. Поэтому не только родители, но и бабушки, и дедушки, и дяди, и тети должны стараться давать ребенку положительные примеры поведения, чтобы в дальнейшем избежать неприятных сюрпризов.
Психика трех-четырехлетнего малыша уже достаточно сложна. При всей непосредственности и наивности ребенок уже имеет некоторый жизненный опыт, у него установлены какие-то контакты со взрослыми, он болезненно реагирует на все отклонения в семейной обстановке и в меру своих сил старается, например, сделать так, чтобы мама и папа не ссорились и не ругались. Благоприятная эмоциональная обстановка в семье очень важна для того чтобы ребенок развивался в полноценную, психически здоровую личность.
Особое значение в сюжетно-ролевых играх имеет разница в поведении мальчиков и девочек. Все игры без труда можно разделить на типично «мальчишеские» и типично «девчоночьи». Именно в возрасте четырех-пяти лет закладываются основы половых различий в поведении и чертах характера. И в это время очень важно научить ребенка правильно относиться к друзьям противоположного пола. Особенно важно это для неполных семей: практика показывает, что мальчики, воспитанные одной матерью, очень часто грубо относятся к девочкам, а иногда конфликтуют и с другими мальчиками. Такое же неадекватное поведение зачастую характерно и для девочек, воспитанных в неполной семье.
Понаблюдайте за мальчиками и девочками, играющими вместе, и вы заметите в их поведении разные типы семейных отношений. Психологами неоднократно доказано, что именно в возрасте четырех-пяти лет в психику ребенка закладывается модель его будущего поведения в семье. В любом случае ничего, кроме пользы, не будет, если вы объясните сыну, что играть в «дочки-матери» для настоящего мужчины вовсе не позорно и не стыдно, а дочку убедите в том, что играть в «казаки-разбойники» девочки могут ничуть не хуже мальчишек. И уж, конечно, очень важно именно теперь объяснить мальчикам, что девочек нужно защищать, а не обижать и не дразнить, – пусть знают, что именно так должны поступать настоящие мужчины.

Источник: beautytime.ru; автор: Елена Щербакова, психолог
17 сентября 2007
(1 голосов, средний: 1.0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
Соленое тесто
Лепить лучше непосредственно на том, на чем ваше изделие будет сохнуть (противень, поднос, разделочная доска). Эту поверхность необходимо предварительно смочить водой.
Развитие и воспитание
05 сентября 2007
Игры и игрушки в раннем возрасте
Возьмите себе за привычку называть свойства любого предмета попадающего в поле зрения ребенка, а тем более находящегося в его руке.
Развитие и воспитание
08 августа 2007