Дети и цвета жизни

Цвета бывают активные и пассивные. Активные – ярко-красный, оранжевый, желтый действуют возбуждающе и в какой-то степени ускоряют процессы жизнедеятельности. Эксперимент, проведенный психологами, показал, что в окружении оранжевого или ярко-красного цвета ребенок в первые 30 минут чувствует прилив энергии, в последующие час – полтора он уже перевозбуждается, а через пять часов становится раздражительным и агрессивным. Но если его переместить в окружение голубого или салатного цвета, то буквально через двадцать – тридцать минут маленький злюка становится покладистым и способным на взаимопонимание.
Вот почему так важна гамма цветов в детской комнате. Стены, шторы, мебель, любые предметы – их цвет может «работать» с пользой или, по крайней мере, не быть во вред состоянию ребенка. Психологи рекомендуют использовать гармоничное сочетание цветов от желтовато-зеленого и спокойно-желтого до бледно-оранжевого. Если же комната выходит окнами на юг, то для нее подойдут светло-синий и светло-зеленый цвета они создадут ощущение прохлады.
Надо иметь в виду, что у любого цвета, в том числе и у спокойных салатного, голубого или розового, могут быть резкие, «кислотные» тона – вот они-то совершенно неприемлемы ни для оформления детской комнаты, ни для одежды.
Лучше всего для глаз и нервов малыша гладкие однотонные стены, без рисунков. «Веселенький» рисунок на обоях, все эти статичные зайки, мишки и кораблики на белом, как правило, фоне рано или поздно начинают раздражать. Ребенок не в силах понять, что именно его раздражает, а тем более сказать вам об этом, однако неожиданные беспричинные капризы и конфликты могут стать сигналом неблагополучной ситуации. По возможности изменяйте окраску стен или заменяйте обои хотя бы раз в полтора-два года, даже если они однотонные.
Интересно, что есть различия в «цветовых симпатиях» у мальчиков и девочек. Розовый слон или голубой щенок вызовут нежную привязанность у девочек, мальчики же предпочтут коричневых медведей. Правда, если будет выбор, то они предпочтут светло-коричневых, а от точно таких же, но темно-коричневых или черных мишек они, скорее всего, откажутся. К темным оттенкам плохо относятся и мальчики, и девочки. Учитывайте это, покупая малышам одежду: темно-бордовые колготки или коричневая рубашка, конечно, практичнее светлых, но ведь малышу в этой одежде предстоит провести в детском саду весь день, что же тут к вечеру удивляться его плохому настроению? Любые темные цвета: темно-серый, темно-синий, темно-коричневый и тем более черный воспринимаются детьми негативно. Причем, внимательны к цвету своей одежды не только трех-четырехлетние малыши: годовалый ребенок уже может вполне осознанно наотрез отказываться надевать не понравившиеся ему штанишки. Мало того, даже к одежде новорожденного психологи советуют относиться с учетом влияния ее цвета: грудничка не стоит одевать слишком ярко, поскольку кричащие краски могут вызвать у него эмоциональное возбуждение.
Двух-четырехлетние малыши лучше всего себя чувствуют при взаимодействии с голубыми, нежно-розовыми и неяркими желтоватыми оттенками. Специальные исследования показали, что функциональное состояние нервной системы детей такого возраста заметно улучшается, если они одеты в голубое или зеленое.

Немало любопытных выводов о влиянии цветовой гаммы на детскую психику сделали психологи, анализируя детские рисунки. Внимательные родители могут и сами проследить за эмоциональным состоянием ребенка, сравнивая цвета, которые он использует в своих рисунках в тот или иной период времени. Причем в этом отношении наиболее «красноречивы» рисунки, сделанные фломастерами, поскольку в них нет полутонов. Итак, смотрим, какие же цвета преобладают сегодня в рисунках вашего сына или дочери?
Сине-зеленые. Настроение спокойное, благодушное. Главное сейчас – побольше хвалить маленького художника.
Синие и красные (или оранжевые). Ребенок нуждается в вашем внимании, он глух к каким-либо разумным доводам и нацелен исключительно на удовольствия.
Сине-фиолетовые. «Встал не с той ноги», чем-то не на шутку обеспокоен, хотя говорить на эту тему не хочет. Задача родителей – выяснить, в чем тут дело.
Сине-коричневые. Ребенок эмоционально закрыт и ни за что не расскажет, почему не сделал уроки или разбросал по комнате игрушки. Лучше сейчас не выяснять с ним отношения, а просто не оставлять его одного, не давать ему грустить.
Сине-черные. У ребенка явно занижена самооценка. Лучше всего сейчас сказать ему, что он самый умный, самый красивый, и что взрослые, которые его ругают, тоже бывают не правы. Возможно, малыш переутомлен, и ему нужен отдых.
Красные (оранжевые) и зеленые. Ребенок весел, послушен, у него чудесное настроение, и он стремится к самостоятельности.
Желто-зеленые. Малыш хочет поразить вас любыми возможными способами, и если он немедленно не прочтет в ваших глазах восхищения, то можно ожидать эпатажных поступков, например, крупно разрисованных обоев в детской комнате.
Красно-желтые. Главное для него сейчас – общение. Внимательно выслушайте все его рассказы о прошедшем дне. В благодарность за ваше внимание он может даже стать, хоть ненадолго, идеально послушным ребенком.
Черно-зеленые. Ваш малыш, вероятно, на кого-то сильно обижен, хотя вряд ли в этом признается. Неплохо бы выяснить, а вдруг на вас?
Красно-бурые и оранжевые. Ребенок вот-вот устроит «много шума из ничего». Ему необходима эмоциональная разрядка. Чем быстрее он выплеснет свои чувства, тем скорее успокоится, и потому не спешите его наказывать за этот эмоциональный всплеск.
Вот такие «подсказки» дают сами дети внимательным родителям.
И в заключение – еще одно небольшое, но важное наблюдение психологов. Оказалось, что если днем малыш будет рисовать на белой бумаге, а вечером, при электрическом свете, на нежно-салатной, то он будет меньше утомляться, лучше усваивать и запоминать что-либо новое.

Источник: beautytime.ru; автор: Елена Егорова, психолог
21 сентября 2007
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
ЛУЧШЕ ПОЗЖЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ
Прошли те времена, когда считалось, что чем раньше ребенок начинает пользоваться туалетом, тем лучше его воспитали.
Развитие и воспитание
11 августа 2007
Православное воспитание и окружающий мир
Иеромонах Серафим Платинский (Роуз)
Развитие и воспитание
04 марта 2008
ДЕТЯМ О МОЛИТВЕ
Беседа первая.
Развитие и воспитание
29 апреля 2008