ДЕФИЦИТ ВНИМАНИЯ У РЕБЁНКА
Это различные проявления нарушения внимания. И в тоже время у таких нередко наблюдается так называемаягиперактивность и импульсивность. Гиперактивность это избыточная двигательная активность, не свойственная для нормальных возрастных показателей. Например, сидя на стуле ребенок часто крутится, вертится; часто встает со своего места в классе во время уроков или других ситуациях, когда нужно оставаться на месте, часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, пытается куда-то забраться, не может спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Проявляя импульсивность, ребенок отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях, часто мешает другим, пристает к окружающим, например, вмешивается в беседы и игры, часто бывает болтливым.
Причиной этих изменений может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)! Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с этим синдромом могут выявляться легкие
нарушения координации движений, моторная неловкость. Для них характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц. Распространенность СДВГ довольно высока, он проявляется у 3-5% детей дошкольного и школьного возраста. Среди мальчиков он встречается в 5-7 раз чаще, чем среди девочек.
Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не приносящими удовлетворения.
К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в ряде случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. У ряда подростков могут иметь место нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. Поэтому усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию СДВГ.
Наиболее частыми причинами этого синдрома является патология течения беременности и родов, которые приводят к хронической или острой гипоксии (нехватки кислорода) и, как следствие, к нарушению нервной системы ребенка. Вызванные гипоксией биохимические изменения в центральной нервной системе способны в той или иной степени искажать нормальный ход сложных процессов развития голоного мозга, приэтом процессы возбуждения начинают преобладают над процессом торможением. В клинике «Мать и Дитя» детям, перенесшим гипоксию, специалисты относятся с особым вниманием, при необходимости проводят тщательное обследование (острота слуха, аудиограмма, неврологическое обследование, электроэнцефалография, психологическое тестирование и др.).
Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным, носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов), методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение, назначенное детским неврологом. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Родителям нельзя допускать все дозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Листы вывешиваются в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел.
Помните о том, что присущая детям с данным синдромом гиперактивность, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Методы психолого-педагогической коррекции, в том числе нейропсихологические коррекционные занятия, проводят психологи и психотерапевты. Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально каждому ребенку и занимает важное место в лечении. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов коррекции.
Причиной этих изменений может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)! Наряду с гиперактивностью в двигательной сфере у детей с этим синдромом могут выявляться легкие
нарушения координации движений, моторная неловкость. Для них характерны сложности при завязывании шнурков, застегивании пуговиц, использовании ножниц. Распространенность СДВГ довольно высока, он проявляется у 3-5% детей дошкольного и школьного возраста. Среди мальчиков он встречается в 5-7 раз чаще, чем среди девочек.
Дефицит внимания бывает особенно очевидным в новых для ребенка ситуациях, когда ему нужно действовать без посторонней помощи. Дефекты концентрации внимания являются причиной плохого выполнения заданий на уроках в школе. Хуже всего гиперактивные дети выполняют задания, кажущиеся им скучными, не приносящими удовлетворения.
К подростковому возрасту гиперактивность у таких детей значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в ряде случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. У ряда подростков могут иметь место нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость. Поэтому усилия родителей и специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию СДВГ.
Наиболее частыми причинами этого синдрома является патология течения беременности и родов, которые приводят к хронической или острой гипоксии (нехватки кислорода) и, как следствие, к нарушению нервной системы ребенка. Вызванные гипоксией биохимические изменения в центральной нервной системе способны в той или иной степени искажать нормальный ход сложных процессов развития голоного мозга, приэтом процессы возбуждения начинают преобладают над процессом торможением. В клинике «Мать и Дитя» детям, перенесшим гипоксию, специалисты относятся с особым вниманием, при необходимости проводят тщательное обследование (острота слуха, аудиограмма, неврологическое обследование, электроэнцефалография, психологическое тестирование и др.).
Оказание помощи детям с СДВГ должно быть своевременным, носить комплексный характер и объединять различные подходы, в том числе методы модификации поведения (специальные воспитательные приемы для родителей и педагогов), методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозное лечение, назначенное детским неврологом. В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной мягкости с одной стороны, а с другой — постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить. Родителям нельзя допускать все дозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму. Детей необходимо поощрять за целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить в каждом случае, когда ребенку удалось довести начатое дело до конца. Домашняя обстановка должна быть доброжелательной и спокойной.
Эффективный способ напоминания для детей с нарушениями внимания, памяти и трудностями самоорганизации — это развешивание специальных листов-памяток. Листы вывешиваются в комнате ребенка или, например, на холодильнике. На листах-памятках полезно дать информацию не только в письменной форме, но также сделать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел.
Помните о том, что присущая детям с данным синдромом гиперактивность, хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.
Методы психолого-педагогической коррекции, в том числе нейропсихологические коррекционные занятия, проводят психологи и психотерапевты. Медикаментозная терапия назначается неврологом индивидуально каждому ребенку и занимает важное место в лечении. Как правило, наиболее оптимальных результатов удается достичь при сочетании медикаментозных и вышеописанных немедикаментозных методов коррекции.