Стив Биддалфф "Воспитывать мальчишек... как?". ГЛАВА 4. РАЗЛИЧИЯ В МЫШЛЕНИИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ЧУДЕСА РОСТА


В момент рождения мозг сформирован только частично, и размер его составляет всего одну треть от нормы. Процесс окончательного формирования мозга длительный. Например, речевой участок мозга окончательно формируется лишь к тринадцати годам. (Вот почему так важно, чтобы мальчики постоянно читали в начальной школе.)
Половые различия в мозге новорожденного выявляются на самом раннем этапе развития плода. Так, мозг плода мальчика развивается медленнее, чем у девочки. Еще одна разница заключается в том, что у мальчиков левое и правое полушария мозга не так тесно связаны.
Мозг любого животного состоит из двух половинок. У простых видов (например, ящериц и птиц) половинки просто дублируют друг друга. Удар по голове может выключить одну половинку мозга, но тогда вторая половина автоматически включается в работу! Однако у человека (с его более активным мыслительным процессом) каждая половинка мозга выполняет свою функцию. Одна управляет речью и логикой, а вторая координирует движение, эмоции, ощущение пространства. Обе половинки общаются друг с другом через центральный пучок волокон, называемый corpus callosum. У мальчиков его размер гораздо меньше — полушария мозга у мальчиков свя­заны слабее, чем у девочек.
В ходе недавних исследований было выявлено, что мальчики при решении некоторых проблем (например, при написании словарных диктантов или разгадывании кроссвордов) используют лишь одно полушарие, в то время как девочки задействуют оба. Это отчетливо видно при проведении магни-то-резонансного обследования. «Огоньки» томографа рассеиваются по всему мозгу девочки, в то время как у мальчика они локализуются лишь в одной половинке. Это наблюдение дает богатую пищу для дальнейших исследований.

ОТКУДА ЭТА РАЗНИЦА?
Мозг ребенка до и после рождения растет, словно побеги люцерны, случайно оставленные в кадке на солнце. Мозговые клетки постоянно вытягиваются и соединяются друг с другом. У всех младенцев левое полушарие развивается медленнее, чем правое, а у мальчиков это происходит еще медленнее. Все дело в тестостероне, который замедляет темпы развития. Эстроген — женский гормон, преобладающий в крови девочек, стимулирует ускоренный рост мозговых клеток.
Правое полушарие по мере своего роста пытается соединиться с левым. У мальчиков левое полушарие еще не готово к соединению, так что нервные клетки, тянущиеся из правого полушария, не находят места, куда им можно было бы прикрепиться. Они возвращаются обратно в правое полушарие и закрепляются там. В результате правое полушарие в мозге у мальчиков оказывается более насыщенным межклеточными связями, но соединения с левым полушарием представлены гораздо беднее. Это отчасти объясняет более развитые способности мальчиков к математике, которые регулируются как раз правым полушарием (отсюда и их повышенный интерес к раз­борке машин на части и их разбрасыванию!). Но такие выводы требуют величайшей осторожности, поскольку на способности и навыки ребенка влияют и родительские ожидания, и практика, социальные условия. Очевидно, что практика помогает развитию межклеточных связей, а обучение и поощрение влияют на форму и объем мозга.
Но, какова бы ни была природа влияния на мозг — гормональная или социальная, несомненно, что различия в мозге между мужчинами и женщинами сегодня присутствуют. Благодаря тому что их полушария более тесно связаны, женщины быстрее оправляются от инсультов. В них заложена способность активировать участки мозга в другом полушарии, которые выполняли бы работу за поврежденные участки. По этой же причине девочки, у которых отмечены проблемы с усвоением учебного материала, быстрее нагоняют его, если с ними заниматься дополнительно. А мальчики более склонны к проблемам, связанным с родовыми травмами мозга. Это ча­стично объясняет, почему так много мальчиков плохо учатся, страдают аутизмом и другими нарушениями мозговой деятельности.
Есть и другие различия в мозговой деятельности, которые еще мало изучены. Посредством вскрытия и компьютерной томографии ученые выявили семь видимых различий.

УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ
Обшение крайне важно для жизни. И все-таки, как ни грустно об этом говорить, в каждом классе найдутся четыре-пять учеников, которые не умеют хорошо читать, писать или говорить. И среди таких детей мальчики преобладают над девочками в пропорции четыре к одному! Как полагают, это результат того, что у мальчиков плохо развит мозговой центр речи.
Но это не должно служить оправданием нашего бездействия. Чтобы уберечь своего ребенка от проблем с обучением и общением, вы вполне можете ему помочь, следуя рекомендациям невропатологов под руководством доктора Аженни Хэрасти, которые провели целый ряд исследований в области изучения проблем с нарушением навыков обшения.
Доктор Хэрасти обнаружила, что у жен шин две области мозга, отвечающие за речь, соответственно на 20 и 30 процентов крупнее, чем у мужчин. Но никто не знает, чем это обусловлено — то ли заложено еше при рождении, то ли является следствием того, что девочки в большей степени их эксплуатируют. Как бы то ни было, мы знаем наверняка, что мозг в высшей степени восприимчив к обучению, если оно проводится вовремя. Что касается речи, то ее нужно развивать в возрасте от нуля до восьми лет. В последующие годы продолжаем это развитие, но, чем старше ребенок, тем труднее изменить строение этой мозговой извилины.
Вы можете помочь своему сыну приобрести навыки обшения, но начинать нужно с младенческого возраста. Наградой вам станет то, что ваш ребенок будет лучше читать, писать и говорить к моменту поступления в школу. И вот практические советы...
1. Как «разговорить» ребенка
Дети усваивают разговорный язык шаг за шагом. Младенцы в возрасте до одного года начинают бормотать и активно жестикулировать, словно подсказывая нам, что они готовы учиться разговаривать! Значит, пора учить их словам.
• Если ребенок бормочет, повторяйте ему слово, которое он явно имеет в виду. Например, малыш произносит: «Кук, укук!» и показывает на игрушечную утку. Вы говорите: «Утка! Утка Джонни!» Вскоре и Джонни начнет произносить слово «утка».
• Малышу, который начал ходить и произносит отдельные слова (скажем, «молоко»), вы даете уже словосочетание — «бутылка молока». Это поможет ему продвигаться вперед, усваивая связь слов.
• С ребенком, который уже произносит словосочетания из двух или трех слов, можно строить предложения. Например, он произносит: «Гевин грузовик!» Вы отвечаете: «Гевин хочет грузовик? Вот грузовик Гевина!» И так далее.
Короче говоря, дети лучше усваивают навыки обшения, когда вы постепенно усложняете задание. И, кстати, им нравится эта игра. Все любят общаться.
2. Объясняйте детям, что к чему
Время, которое вы проводите с детьми, занимаясь вполне рутинными делами — путешествуя, выполняя работу по дому, прогуливаясь по парку,— можно проводить с большой пользой. Болтайте с детьми, объясняйте им, что к чему, отвечайте на их вопросы. Как ни странно, некоторые любящие и заботливые родители, похоже, не понимают, что мозг их ребенка созрел для общения. Не стесняйтесь — рассуждайте с детьми, рассказывайте им истории, да просто болтайте! Например: «Видишь этот рычаг? Он приводит в действие стеклоочистители. Они смахивают со стекла капли дождя». «Этот пылесос извергает сильный поток воздуха. Он всасывает грязь и пыль, которые попадают в пылесборник. Хочешь включить сам?»
Такая беседа — разумеется, при условии, что вы не перестараетесь и не утомите ребенка бессмыслицей,— дает ему неизмеримо больше, чем последующее дорогостоящее образование.
3. Читайте детям с раннего возраста
Даже если вашему ребенку всего лишь годик, вы вполне можете наслаждаться совместным чтением детских книжек, особенно стихов и ритмичных считалок. С того момента как ребенок видит книгу у вас на коленях, начинается его любовь к чтению, ему нравится смотреть картинки, слушать ваш голос. Вы можете подогреть этот интерес, выбрав забавные интонации или придав своему голосу театральности. Читая книгу, усадите ребенка к себе на колени или лягте с ним в постель перед сном.
Когда у ребенка появятся любимые рассказы, вы можете начать с ним игру «в предсказание». «И маленький котенок сказал..?» — вы делаете паузу, и ребенок сам заканчивает фразу: «...Мяу!» Предсказание — очень важная часть процесса чтения. Хорошие читатели могут угадать, какое слово последует дальше.
Помните, что, затевая игру в «предсказание», вы должны настроиться на игривый лад, подталкивая ребенка к тому, чтобы он немного «растягивал» свою мысль. Дети это делают с удовольствием.
Вышеперечисленные обучающие игры очень полезны всем детям, но особенно мальчикам, поскольку они предрасположены к проблемам с речью и общением. Мы должны им помочь. Да к тому же эти игры в высшей степени забавны!
Доктор Дженни Хэрасти советует: если вы чувствуете, что у вашего сына проблемы с развитием навыков речи и общения (если он не говорит так, как вам бы хотелось), доверьтесь своей интуиции. Поговорите с врачом-логопедом. Занятия с логопедом обычно нравятся детям и дают толчок к развитию речевых навыков.


ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНЫ ЗНАНИЯ О МОЗГЕ?


Зная об особенностях мальчишеского мышления, можно объяснить практические трудности, с которыми сталкиваются мальчишки, и найти пути их преодоления.
Если оба полушария мозга плохо связаны друг с другом, у вас непременно возникнут трудности в выполнении задачи, которая требует вмешательства обоих полушарий. Именно совместная работа полушарий требуется при чтении, разговоре о чувствах, решении вопросов с помощью спокойного анализа вместо палки. Это вам знакомо? Теперь вы видите, насколько важно знать о мозге все?


ОСТОРОЖНО: ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПОЛОВОМУ ПРИЗНАКУ!


Необходимо обратить внимание на исключительно важный аспект. Утверждение о том, что «мальчики другие» можно легко истолковать иначе, представив дело так, что они «дефективные» или, того хуже, «не способны ни на что». Когда-то подобные обобщения применялись к девочкам: «Они никогда не преуспеют в науке и технике», «Они слишком эмоциональны, чтобы выполнять ответственную работу». Так что, пожалуйста, отнеситесь со всей серьезностью к следующим постулатам:
•половые различия в умственной деятельности практически неразличимы;
•они представляют собой лишь тенденцию;
•они не являются универсальными;
• и, что самое главное, мы не должны воспринимать их как ограничения.

КАК ПОМОЧЬ УМСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ МАЛЬЧИКОВ
Мы можем помочь мальчикам, научив их лучше читать, выражать мысли, разрешать конфликты и сострадать. То есть мы можем помочь им стать достойными людьми. В школах действуют специальные программы, которые помогают девочкам усваивать математику и другие науки, так чтобы у них был доступ к карьере в этих сферах. Точно так же мы начинаем задумываться о том, чтобы помочь мальчикам освоить родной язык, литературу и другие гуманитарные предметы, которые позволили бы им чувствовать себя уютно в современном мире. (Подробнее об этом читайте в главе «Революция в школе».)
Наш мозг — уникальное и очень гибкое устройство, в высшей степени восприимчивое к обучению. Родители могут научить мальчика тому, как не ввязываться в драку, а решать проблемы мирным путем. Точно так же мы можем научить мальчиков:

•по выражению лица человека определять, что он чувствует;
•завязывать дружбу и вступать в игры или беседу;
•распознавать сигналы, которые подает собственный организм — например, чувствовать, когда закипает раздражение, чтобы вовремя отойти в сторону и не усугублять неприятную ситуацию.
Развивая эти навыки в своем сыне, родители выстраивают связи между полушариями его мозга.
Такая же помощь необходима и со стороны школы. Мой знакомый учитель математики зачастую проводит уроки на открытом воздухе, на практике объясняя многие физические явления. Он обнаружил, что немотивированные ученики лучше усваивают новую тему, если в процесс вовлечено тело. Так устанавливается связь между правым и левым полушариями — физическая сила учеников помогает преодолению их слабостей.


НАЧАЛО УЧЕБЫ В ШКОЛЕ: ПОЧЕМУ МАЛЬЧИКАМ НЕ СТОИТ ТОРОПИТЬСЯ С ПОСТУПЛЕНИЕМ
В возрасте шести-семи лет, когда дети начинают учебу в школе, мальчики на двенадцать месяцев отстают от девочек в умственном развитии. Особенно заметно это отставание в сфере малой моторики: у мальчиков пониженная чувствительность пальцев, поэтому они не могут держать ручку или ножницы. А поскольку они все еще находятся в стадии развития большой моторики, они испытывают постоянное желание двигаться, поэтому неизбежны проблемы с усидчивостью.
Беседуя с директорами начальных школ (как в Австралии, так и в странах Азии и Европы), я всюду сталкивался с одним и тем же мнением: «Мальчикам следует поступать в школу на год позже». Совершенно очевидно, что, начиная с пятилетнего возраста, все дети должны посещать детский сад, поскольку им нужно общаться в коллективе и расширять кругозор (к тому же и родителям необходим перерыв!). Но мальчикам следует дольше оставаться в детском саду — в отдельных случаях даже на год. Таким образом, общим правилом остается, что в школе мальчик должен быть на год старше девочки, сидящей с ним за партой. В интеллектуальном плане он оказывается равным с ней. Разумеется, потом мальчики догоняют девочек в умственном развитии, но к тому времени уже может быть нанесен моральный ущерб. При существующей методике преподавания, не учитывающей особенностей развития мальчиков, они начинают чувствовать себя неудачниками, не схватывают ключевых навыков, и у них теряется интерес к учебе.
В начальной школе мальчики (у которых моторные нервы активно растут) получают сигналы от своего тела: «Подвигай меня. Мне нужно движение». Для учителя, измученного профессиональными стрессами, это выглядит как непослушание. Мальчик, который видит, что его поделки, рисунки или прописи не так хороши, как у девочек, думает: «Это не для меня!» И он тут же отворачивается от учебы — особенно, если рядом нет учителя-мужчины. «Школа — это для девчонок»,— говорит себя мальчишка.
Если мы внимательнее отнесемся к результатам последних исследований в области развития мозговой деятельности, мы сможем лучше адаптировать школы к обучению мальчиков. Эта тема более подробно изложена в главе «Революция в школе».

МАЛЬЧИКИ НЕ ХУЖЕ — ПРОСТО ОНИ ДРУГИЕ
Имея высокоразвитое правое полушарие, мальчики во многом выигрывают. Помимо способностей к математике и механике, мальчики ориентированы на действие — если перед ними встает проблема, они тут же решают ее. Правое полушарие мозга регулирует как чувства, так и поступки, так что мужчины более склонны к действию в отличие от женщин, которые могут бесконечными раздумьями и переживаниями довести себя до состояния полного ступора! Мужчине требуются дополнительные усилия, чтобы включить в работу свое левое полушарие и найти слова, чтобы выразить чувства, сформировавшиеся в правом полушарии.
Жермен Гриер приходит к выводу, что среди гениев мужчин больше, чем женщин, хотя многие из них и являются неуравновешенными личностями, требующими присмотра со стороны (как правило, со стороны женщины!).
В современную эпоху феминизма важно помнить (и рассказывать мальчикам), что именно мужчины строили самолеты, вели войны, прокладывали дороги, изобретали автомобили, строили больницы, изобретали лекарства и спускали на воду корабли. Есть такая африканская пословица: «Женщины держат на своих руках половинку неба». Совершенно очевидно, что другую половину держат мужчины.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ МУЖЧИН
Современному миру уже не нужны мужчины, готовые сразиться с буйволом. Сегодня, когда ручной или механический труд ценится все меньше, необходимо направить мужские способности и энергию в более продуктивное русло. Мысль и активность мальчика должны быть дополнены экспрессией и речевыми навыками. Нужно создать эдакого «супербоя», который мог бы с блеском реализовать себя во всех сферах жизни.

Далее в книге 2 столбца:
ПОСКОЛЬКУ МАЛЬЧИКИ ЧАСТО: (1)
МЫ ДОЛЖНЫ:(2)

(1)...склонны переживать разлуку...
(2)...выказывать им столько же внимания, сколько и девочкам, а кроме того, не отдавать в ясли до трех лет.

(1)...под влиянием тестостерона склонны спорить и проявлять упрямство — особенно в возрасте около четырнадцати лет...
(2)...спокойно выводить их из конфликтных состояний, приводя разумные доводы, без криков или нападок. Четко обозначить, что наличие хороших манер обязательно. Ни в коем случае не прибегать к жестокости и угрозам. Отец должен стать примером для подражания и настаивать на проявлении уважения к матери.

(1)...из-за всплеска роста становятся рассеянными и неорганизованными, особенно в возрасте около тринадцати (Это относится и к девочкам.)...
(2)...помочь ребенку организовать распорядок дня, приучить убирать в комнате, выполнять домашнюю работу, правильно распределить школьную нагрузку.

(1)...испытывают приступы физической активности, которую необходимо выплеснуть...
(2)...помочь организовать активный досуг, в котором нашлось бы время и место для физических упражнений и спорта.

(1)...медленнее развиваются в плане умственной деятельности, отстают в развитии малой моторики...
(2)...отложить поступление в школу, пока ребенок не обретет навыки письма и работы с бумагой, не научится держать ножницы и другие предметы.

(1)...испытывают затруднения, связанные со слабой связью между речевым и чувственным центрами головного мозга...
(2)...читать им, рассказывать истории, много говорить с ними и объяснять, что к чему, особенно в возрасте от года до восьми лет.

(1)...нуждаются в четком своде правил и понимании того, кто главный...
(2)...организовать спокойную и размеренную обстановку дома и в школе. Избегать школ, в которых процветает грубое обращение с учениками.

(1)...имеют более мускулистое тело...
(2).. .учить их не драться и не причинять боль другим. Учить их убеждать словами, а не кулаками. (См. также нашу книгу «Секреты счастливого детства», в которой приводятся методы дисциплинарного воздействия без побоев, упреков и обвинений.)

(1)...склонны прежде действовать, а потом думать.
(2)...по-дружески объяснить им, какие существуют варианты решения проблем, подсказать, что нужно делать в различных жизненных ситуациях.

Если вдуматься, в истории было немало таких масштабных личностей — Ганди, Мартин Лютер Кинг, Будда, Иисус. У них были смелость и решительность, но в то же время они умели сострадать и любить других. Эта смесь непобедима, и именно к ней надо сегодня стремиться.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Половые различия, формируемые мужскими гормонами и мужскими генами, следует учитывать в практической жизни. В приведенной таблице вы найдете сформулированные нами особенности мальчиков и меры, которые нужно предпринять, чтобы помочь им стать настояшими мужчинами.

24 декабря 2010
(0 голосов, средний: 0 из 5 оценок)
Уважаемые посетители, здесь Вы можете написать комментарий к статье. Редакция "Детской" не дает профессиональных консультаций.
Другие статьи
ДЕТСКАЯ ВЕРА
Для православных родителей.Диакон Андрей Кураев
Развитие и воспитание
20 мая 2008
Ключ к полноценному воспитанию. Продолжение книги «Аномалии родительской любви»
Ключ к полноценному воспитанию. Секрет воспитания полноценных детей состоит в том, чтобы излучать непрерывный поток безусловной любви и одобрения.
Семья и отношения
15 апреля 2014
Позитивный жизненный сценарий
В мировой психологии программные установки будущей жизни, закладываемые ребенку с рождения родителями и ближайшим окружением, принято обозначать понятием «жизненного сценария». Все многообразие...
Развитие и воспитание
17 декабря 2007